Hare.ru @ Коллективный разум / Hare.ru @ Дикое место |
Архив hare.ru | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мысли, конвертированные в текст | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Концептуальные работыИспользование принципов МСФО в управленческом учетеСергей Лебедев (SerBabah) (январь 2003) Введение. Невозможно управлять, не имея информации об объекте управления. Поэтому любая система управления предприятием требует наличия учётной системы. Первая задача управленческого учета – измерение бизнеса в стоимостном выражении. В данной статье термин "управленческий учет" применяется в смысле "учет, оперативно предоставляющий адекватную финансовую информацию, необходимую для управления". Управленческий учет охватывает все компоненты менеджмента, имеющие стоимостной аспект. В зависимости от ориентации на внутреннего или на внешнего пользователя, финансовая отчетность может сильно различаться. В первую очередь это вызвано схемами минимизации налогообложения (наш национальный спорт) и безопасности капитала. I. Финансовая модель. Обычно, можно выделить три условных взгляда на финансовую модель:
Каждая компания уникальна, поэтому взгляды на финансовую модель как совпадают, так и серьёзно различаются. Зачастую они пересекаются. В зависимости от точки зрения на финансовую модель, выявляются различные виды учета (управленческий – в целях управления хозяйственными процессами; финансовый – в помощь актуальным и потенциальным собственникам, акционерам; бухгалтерский, налоговый – в интересах государства) с различной информационной насыщенностью). Например, предприятия с западным капиталом (реально инвестированным, а не "возвращенным взад") стараются быть белыми и пушистыми. Но со временем и там появляются наши российские финансисты, которые приносят с собой схемы и методики "оптимизации". Есть компании, вообще не ведущие бухгалтерский учет и не сдающие отчетность в контролирующие органы – это другая крайность. Большинство же компаний балансирует где-то посередине. Если целью компании вяляется выход на рынок капитала, то "учет для собственника" и "учет для инвестора" будут сближаться. При таком решении на одной чаше весов будут западные кредиты, а на другой – последствия "увеличения прозрачности". Трюки с финансовой отчетностью проделывают во всем мире. Свежие американские примеры – гибель монстров Enron и WorldCom, слишком уж увлёкшихся трюками. А в Европе в последнее время большое распространение получили "страховые" схемы вывода части прибыли из-под налогообложения. В нашей ситуации можно привести множество различных вариантов:
Постановка управленческого учета, прежде всего, должна опираться на здравый смысл, трезвый расчет и накопленный опыт. Я предлагаю обратить внимание на принципы и концепции учета развитых стран. В первую очередь это МСФО и ГААП.
Почему? Потому, что они представляет собой собранный и обобщенный опыт огромного количества финансистов – методологию, технологию, математический и финансовый аппарат, проработанные формы финансовой отчетности, используемые для управления в развитых странах. Стандарты международной финансовой отчетности изначально ориентируются на конкретных пользователей и исходят из критерия полезности финансовой информации для принятия пользователем экономических решений. Также этими принципами имеет смысл воспользоваться при разработке учета и отчетности. Это может дать выигрыш во времени и других ресурсах при создании эффективной системы управленческого учета. II. Managment accounting. Основной целью финансовой отчетности (ФО) является реальное и достоверное представление финансового положения компании, финансовых результатов её деятельности, движения денежных средств компании. ФО предназначается для удовлетворения информационных потребностей пользователей с целью принятия различных экономических решений. Основные концепции:
Ограничения уместности и надежности:
Основной объект измерения – хозяйственная операция (ХО). Хозяйственная операция – это любые экономические факты и события, которые оказывают влияние на финансовое положение компании. Финансовое положение компании определяется экономическими ресурсами в собственности предприятия и требованиями против этих ресурсов в определенный момент времени. Баланс. Баланс представляет собой метод оценки имущественного состояния предприятия, с одной стороны – по форме размещения капитала, и с другой стороны – по источникам его формирования. В широком смысле баланс следует рассматривать как модель, совмещающую в себе экономические, финансовые, правовые и технологические аспекты деятельности предприятия, как модель процесса возникновения и существования капитала, перемещения его из одной формы в другую – из материально-вещественной в финансовую, и перехода количественного значения капитала в его качественные показатели (прирост капитала и прибыли). Основное балансовое уравнение: Активы = Обязательства + Собственный капитал где:
Это уравнение верно в любой момент времени – соблюдается принцип двойственности (постоянного равенства двух частей баланса). Любая хозяйственная операция не нарушает этого равенства. "Ежели в одном месте убудет, то в другом непременно прибавится" (с) М.В. Ломоносов. Статическая составляющая баланса – имущество – используется для определения состояния предприятия, его активов. Динамическая составляющая баланса – процессы оборота капитала – отражает полученный финансовый результат в отчетном периоде, прирост и реинвестирование капитала. В этой связи баланс предприятия, представляющий собой отчет о движении капитала (кругообороте капитала), является важнейшей методологической основой и информационным источником для составления финансовой отчетности, исчисления, оценки и анализа капитала. Особенности отражения хозяйственных операций (ХО). При отражении хозяйственных операций и событий следует учитывать их экономическую сущность, а не только юридическую форму. Каждая хозяйственная операция классифицируется путем ее регистрации на счетах учета. Каждый вид активов, обязательств, капитала, доходов и расходов отражаются на отдельном счете. Счет является основной единицей хранения учетной информации. Хозяйственные операции на счетах отражаются в соответствии с системой двойной записи. Счет – переменная для описания субъекта. Количество счетов – количество переменных. Иными словами, количество координат, в которых фиксируется деятельность компании, определяется планом счетов. При разработке плана счетов, количества счетов и их назначения необходимо исходить из целей реального и достоверного отражения финансовых результатов, финансового положения компании и движения денежных средств. Счета характеризуют техническую сторону учета, а баланс – определяет его методологическую основу. Таким образом, баланс обозначается в качестве метода, а хозяйственные процессы выступают в роли объекта изучения. Наиболее логичной представляется такая классификация счетов, которая делит счета согласно балансовому уравнению на три группы: счета активов, счета обязательств и счета капитала. Счета доходов и расходов представляют собой отдельные подгруппы счетов капитала. Обычно, последовательность отражения активов и обязательств в балансе представлена в порядке убывания ликвидности (т.е. краткосрочные активы в первую очередь). Основной комплект отчетности. Формируемая в совокупности с балансом предприятия финансовая отчетность (состоящая из отчета о прибылях и убытках, отчета о потоках денежных средств, отчета о движении собственного капитала и приложений к балансу) несет в себе возможность более четкого представления оборота и кругооборота капитала предприятия, процессов его накопления и использования.
Основные положения:
Только после построения учетной системы можно применять финансовый анализ. Возможность построения дерева финансовых показателей – мощнейший инструмент для финансовых аналитиков. Из нескольких сотен показателей финансового менеджмента для эффективного принятия решений обычно ограничиваются числом показателей порядка десяти. Финансовые показатели трудно сравнивать по отрасли (нет данных, разные расчеты этих показателей, etc.), но зато очень интересно отслеживать их динамику. Схемы и структуры. Часто ищутся ответы на такие вопросы, как:
1. Идеальная система.
Данные бухгалтерского учета (БУ) полностью можно использовать в управленческом учете (УУ). Что надо будет сделать с учетом:
2. Фиксация информационных потоков.
Фиксируемые информационные потоки в разных финансовых моделях могут расходиться. Тогда, при модели А и Б области:
В этом случае только часть данных бухгалтерского учета можно использовать для управленческого анализа. Сложные системы. Бизнес растет, развивается и стремится к диверсификации. Структуры усложняются, образуются различные холдинговые компании, финансово-промышленные группы. Широкомасштабная приватизация также внесла свой вклад в "российские особенности".
Анализ функционирования большого бизнеса затруднен сложной структурой акционерного капитала, управления, владения, территориальной распределенностью компании, наличием "налоговых гаваней", политических течений. А если в группу входят кредитные организации, то это ещё больше затруднит анализ. Хочется заметить, что уровень банковского менеджмента и управления гораздо выше уровня коммерческих организаций. Например, в банках уже отмечено использование таких инструментов, как манипулирование капиталом ("раздувание"). При сложной организационной структуре компании появляется необходимость объединять и анализировать данные по бизнесам, видам деятельности, центрам ответственности, филиалам, территориально-распределенным подразделениям. Возникает понятие консолидации. Консолидация – агрегирование одноименных исходных показателей и исключение из агрегированных данных внутригрупповых балансов и оборотов (внутрикорпоративные продажи, доли участия и капитальные вложения в дочерних компаниях и совместных предприятиях и прочее).
Важно установить необходимый уровень детализации консолидируемой информации. Информацию можно консолидировать на уровне исходных хозяйственных операций, на уровне сводных операций или уже на уровне различной отчетности, консолидировать операции, обороты, сальдо. Обычно информация консолидируется как в стоимостном, так и натуральном (количественном) выражении. При использовании различных планов счетов информация консолидируется с помощью таблицы соответствия (мэппинга, таблицы трансформации).
Для транснациональных компаний отчеты дочерних структур не обязательно будут представлены в той же валюте, что и отчетность головной организации. Поэтому возникает задача трансляции (преобразовании) данных учета из одной валюты в другую. Для этого используются разные методики, разные виды курсов валют. Важная задача – возможность отслеживания влияния колебания валютных курсов на полученные результаты. В зависимости от принципов учетной политики, одни и те же факты хозяйственной деятельности могут быть интерпретированы разными образом, что при консолидации дает возможность манипулировать показателями прибыльности и убыточности. 4. Трансфертное ценообразование. Хотелось бы отметить один интересный инструмент корпоративного управления – трансфертное ценообразование. Трансфертное ценообразование – расчеты между центрами финансовой ответственности одной компании.
Механизм трансфертного ценообразования можно рассматривать как один из факторов повышения эффективности компании. Расчеты между ЦФО аналогичны расчетам между независимыми фирмами (главное отличие ТЦ от метода простого распределения затрат между ЦФО). Появляется возможность оценить и мотивировать эффективность работы каждого ЦФО. Основное преимущество внедрения трансфертных цен в том, что они позволяют увязать цели компании в целом и цели подразделений. При использовании инструмента трансфертного ценообразования учет заметно усложняется. Добавляются "внутренние взаиморасчеты" между центрами финансовой ответственности, механизм "внутреннего кредитования" и "внутренний хозрасчет". Задача консолидации данных появляется внутри одной организации. И опыт в ведении управленческого учета может существенно помочь справиться с усложнившейся работой.
Также с помощью трансфертного ценообразования можно достичь перераспределения налоговой нагрузки между организациями. Заключение В условиях усиливающейся конкуренции грамотный учет является необходимым условием выживания. Но надо отдавать себе отчет в том, сколько ресурсов (финансовых, человеческих и пр.) уходит на постановку и ведение учета. Автоматизация – заключительный этап в создании современной эффективной учетной системы. Успешность процесса автоматизации зачастую зависит не от возможностей группы внедрения и программного обеспечения, а от таких показателей компании, как квалификация персонала, уровень подготовки и исполнения решений, регламентирование управления, достаточности ресурсов у предприятия. Национальные особенности ведения бизнеса обусловлены непрофессионализмом и серостью схем, вызванных нестабильностью, несовершенством законов и тяжелым налоговым бременем. А вопрос построения сбалансированной модели компании перетекает в вопрос готовности российских предприятий к этому шагу и наличия у них практических возможностей. Система учета – это одна из составляющих системы управления компанией. И учиться управлять надо не только финансовыми показателями, но и качественными – например, такими, как стоимость брэнда. Но это уже совсем другая история… |
Партнеры: Также может быть интересно: Канал Россия 1 на http://spbtvonline.ru/ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сайт поддерживается за счет партнеров: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
:::... Сайт содержит архив двух версий hare.ru | Карта сайта |