Hare.ru @ Коллективный разум / Hare.ru @ Дикое место

Архив hare.ru 
Мысли, конвертированные в текст

Хай-тек


Все статьи раздела

Промежду молотом и наковальней

версия 1.00 * июль 2003 * 2003-07-30 16:41:29

В любой отрасли есть своя профессиональная болезнь. Эдакий кастовый недуг, отличающий зрелых и опытных людей от неофитов. У профессиональных пьяниц это цирроз печени, у профессиональных искателей правды -- пуля в голове. А у нас, опытных сетян, роль кастовой болезни выполняет спам.

Неофиты, только-только начинающие постигать составление поисковых запросов и с радостным трепетом проникающие на свой первый порносайт (если бы за каждое поучение "на прямоугольные картинки вот такого размера кликать не надо, что бы там ни было нарисовано" мне бы давали по доллару, те доллары уже некуда было бы складывать) -- они, конечно, что-то слышали про страшный и ужасный "спам", но именно что слышали.

Не верите? А зря. На свете полно людей, которые пользуются электронной почтой, но им не приходится каждодневно выгребать из ящика по десятку пламенных приветов от Центра Американского Английского (есть изумительная по тупизне версия, откуда есть пошёл ЦАА, но об этом чуть ниже), а о предложениях увеличить пенис на десять процентов они не слышали отроду.

Но это -- до поры до времени. Рано или поздно человек засвечивает своё мыло в таком месте, где этого делать бы не стоило, адрес попадает в спаммерские базы, и пошло-поехало. И слово "спам" начинает приобретать физический смысл.

Лично у меня не самый запущенный случай -- спам составляет примерно 60% от общего объёма моей корреспонденции. В плохие дни получается больше, ну а хороших дней в этом деле не бывает. Причина проста: я пользуюсь одним-единственным адресом уже около трёх лет, и не страшусь засвечивать его в самых неожиданных местах.

Но вот что интересно. Чем дольше я живу в Сети, тем больше укрепляюсь в мысли: не так сташен спам, как борьба со спамом.

В самом деле. У спама два основных поражающих фактора: один технический и один психологический. Технический заключается в том, что мне приходится -- за мои кровные денежки или за оборотные средства моего работодателя -- прокачивать по каналу тонны цифрового мусора. Хорошо, когда канал мегабитный, и платит за него контора, а если всё обстоит с точностью до наоборот?

Психологический фактор заключается в обычном человеческом раздражении. Нам неприятно, когда абсолютно незнакомые нам люди бесцеремонно дают понять, что держат нас за клинических идиотов. Нам предлагают увеличить пенис, даже не спрашивая, а имеется ли таковой в наличии. Нам предлагают купить фрезеровочный станок самовывозом из Череповца. Нас пытаются завлечь на "кульные развлекательные порталы", хостящиеся в домене narod.ru. Многострадальных нас одни мазурики пытаются развести на $50 за "секретную" прошивку GSM-телефона, а другие -- на $500 за трансфер честных сбережений нигерийского министра финансов с такой фамилией, какую не встретишь даже в этнографическом музее. Не говоря уже о том, что честных сбережений у министров не бывает по определению.

И уж полным издевательством на этом фоне выглядят письма с заголовками "Ваши почтовые рассылки неэффективы, а мы имеем честь предложить вам современные технологии, новое слово в директ-маркетинге". Честь они имеют, надо же? Да попадись мне этот товарищ директ-маркетолог, я бы сам его поимел. Тяжёлым и тупым предметом..

Всё так. Но, господа и дамы, это только лишь лицевая сторона медали. Обратная сторона выглядит ещё гаже. Вы когда-нибудь задумывались над тем, как можно эффективно бороться со спамом? На уровне более серьёзном, нежели "поймать спаммера, защемить ему {censored} в {censored}, а {censored} оторвать вовсе"?

И вот если вы таки задумаетесь, то довольно быстро поймёте, что методик борьбы со спамом существует ровно две штуки. Как и со всяким преступлением (а спам есть экономическое преступление, проще говоря -- воровство, и это настолько очевидно, что я даже не буду тратить время и килобайты на обоснование), со спамом можно бороться только двумя путями: по закону или по справедливости.

"По закону" означает, что должен быть хоть какой-то, но всё же закон. А это задача очень трудная, и с нашими текущими законодателями не имеющая решения в принципе. Тот контингент, который заседает в нашем, с позволения сказать, парламенте -- они либо произведут на свет жуткого урода (были уже прецеденты), в котором не будет даже внятного определения понятия "электронной почты", либо же додумаются до лицензирования доступа к Сети каждому отдельно взятому гражданину. И чтобы у каждого за спиной стоял уполномоченный сотрудник -- логи читать. Тоже были прецеденты. Нужны нам такие законы?

Но ведь обитаемая вселенная не ограничивается нашей государственной границей, верно? И что-то не слыхать, чтобы где-то написали (не говоря о "внедрили") правильный закон о спаме. Да вы сами попробуйте, очень познавательное занятие. Напишите хотя бы пару статей такого закона: первая должна определить "электронную почту", как таковую, а вторая должна ввести понятие нежелательной электронной почты. Только учтите, что законы нужно писать на специальном законотворческом языке, и полено там называется "фрагментом древесного ствола", а уж как по-ихнему будет "пинг", я даже предполагать не берусь.

Ну да бог с ним, с языком. Ведь определить спам нужно так, чтобы: а) спаммер не смог найти в определении брешь (каковая сведёт к нулю весь закон), б) у вас самих оставалась возможность пользоваться почтой для повседневных нужд без риска загреметь на нары, и -- самое-то главное -- в) необходимо предусмотреть такие инструменты, которые бы позволили судье (нашему, российскому судье) отличать агнцев от козлищ. Ведь спам можно замаскировать сотней способов, и если в законе не будет правильного определения, то и толку от закона никакого не будет.

Так что путь закона нам не подходит, за полным отсутствием такового. И остаётся нам только справедливость, бессмысленная и беспощадная. Видите ли, доверяя защиту наших (казалось бы) интересов людям с улицы, мы вынуждены также довериться их пониманию справедливости. А оно, как показывает практика, у всех разное. И яростный борец со спамом может принести нам столько трудноизлечимого геморроя, сколько и не снилось всем увеличителям пенисов, вместе взятым.

Я не буду нудно и многословно доказывать эту сентенцию, а просто расскажу пару страшных историй -- такие вещи лучше всего воспринимаются на примерах.

Первая история произошла с одним из моих хороших знакомых. Знакомый, назовём его М., занимается хостингом. Площадка у него не очень большая, но качество услуг вполне приличное и расценки соответственные. Так вот, однажды утром М. обнаружил, что его SMTP-сервер перестал доставлять почту в добрую половину Сети. Начал разбираться и обнаружил, что его релей банально попал в стоп-листы. За что? За рассылку спама, вестимо.

Между тем М. был уверен, что никто из его клиентов спам не рассылал -- бо он за этим следит, и тщательно. В конце концов выяснилось следующее: один из клиентов М. держал на его сервере сайт, с которого продавал рассылочный софт собственного изготовления. Но ведь это же не криминал, а? Никому не запрещено писать программы и продавать их. Ведь рассылочным софтом можно пользоваться и по прямому назначению -- для организации почтовых рассылок. Не всякая рассылка есть спам, и разница тут очень тонкая: если я подписался -- хоть бы и на получение рекламы от ЦАА -- то рассылка на мой адрес уже не является спамом.

Но товарищи спамоборцы (из конторы по имени SPEWS), получив сингал от некоего доброжелателя, рассуждениями себя не утруждали. Раз кто-то там продаёт софт для рассылания писем -- значит, в той подсети окопались злобные спаммеры и надо их грохнуть без предупреждения. Что бы сделал нормальный человек в такой ситуации? Правильно, он написал бы письмо хостеру подозрительного сайта и запросил бы объяснений. Но пламеннные спамоборцы, видимо, настолько ослеплены своим маленьким кусочком власти, что посчитали себя выше таких мелочей.

М., найдя источник проблемы, тут же прихлопнул своего незадачливого клиента -- от греха подальше. Но этим дело не кончилось, он вынужден был уговаривать спамоборцев восстановить его в правах и убрать его релей из стоп-листов. Такой подлянки тебе не сделает ни один спаммер: у тебя отняли платёжеспособного клиента (который, по сути, не сделал ничего плохого), заставили отписываться от пользователей, требующих ответа за неработающую почту, а потом ещё и вынудили доказывать, что ты не верблюд, и тебя не нужно гнобить, а нужно отпустить с миром на покаяние.

Потом за пивом М. объяснил мне логику спамоборцев: они считают, что хостер должен сам отслеживать всю деятельность его клиентов. Ну а если не уследит -- его накажут, причём могут сделать это без предупреждения. Милое дело, подставлять конкурентов: купил аккаунт, повесил там что-то "подозрительное", слегка проспамил, да и стукнул, куда положено.

Мораль истории: люди, добровольно берущие на себя роль борцов со спамом, далеко не всегда ведут себя достойно и могут опустить похуже любого спаммера. Когда человек, обладающий властью наказывать, руководствуется доносами и даже не тратит время на их проверку -- как называется такая ситуация? Ведь главная задача спамоборцев (по идее) заключается в профилактике, а вовсе не в размахивании карательной дубиной. Но как показывает жизнь, красивые идеи стоят дешёво..

Вторая страшная история произошла непосредственно со мной. Компания, в которой я работаю, имеет дело с зарубежными заказчиками. Мы сидим в Питере, а наш софт работает за океаном -- причём софт связан с Интернетом и предстввляет собой сервисы, обязанные работать в режиме 24/7/365.

И вот ситуация: есть контракт, есть заказ, который нужно сдать через два дня, есть софт, который за эти два дня нужно поставить на удалённые сервера, настроить и протестировать. Нет главного -- нет коннекта с тамошней подсетью. Причём нет именно из нашей подсети, мы проверили. Traceroute тупо доходит до некоего узла и вешается, видимо, от тоски -- его запускают по десять раз за час.

Провайдер доступа разводит руками: это не наша компетенция, бан стоит где-то по дороге от канального оператора (на тот момент это был PeterStar) к нашим заокеанским друзьям. В PeterStar они, конечно, напишут, и даже позвонят, но это всё, что они могут для нас сделать.

Ситуация -- дикая: доступна вся Сеть, кроме тех двух серверов, которые позарез нужны именно вот сейчас. И я как раз тот человек, в чьи обязанности входит разруливание именно таких вот подстав. Сдача заказа накрывается, начальство уже напрочь позабыло цензурные слова, программисты цинично пинают болт (потому что чем же им ещё заняться?), служба поддержки провайдера на мой голос реагирует уже нервным смехом.. И ничего не помогает.

Что же выяснилось в итоге? Какая-то наша, местная жаба проспамила за океан. Один из получателей спама стукнул, куда следует, и тамошний оператор попросту забанил всё, что шло по каналу PeterStar'a. Не только почту, но и вообще любые попытки протолкнуть IP-пакет.

Эта история стоила мне такого количества нервов, сколько спаммерам не отнять и за год. Мораль истории: спамоборцам лень разбираться в конкретных случаях и любой пользователь Сети запросто может попасть в ситуацию, когда лень и/или воинственность безымянного спамоборца отольются ему в конкретные материальные убытки, убитые нервы и бездарно потерянное время.

Знаете, что мне не нравится в принятых "де-факто" методах борьбы со спамом, в этой самой справедливости? Принцип коллективной ответственности. Если я волею случая пользуюсь услугами того же провайдера, что и спаммер (или похожий на спаммера) -- я запросто могу быть наказан за его деятельность. Или того хуже: за то, что его деятельность покажется подозрительной не в меру ретивому спамоборцу.

И самое-то что смешное, даже драконовские методики (типа "стукнул - прибили") не помогают. Спама меньше не становится. Спаммеры, понятно, приписывают эту заслугу себе: мы внедряем новые продвинутые технологии и обманываем спамоборцев. Спамоборцы, со своей стороны, уверяют: а вот если бы не мы, спама было на порядок больше, и вообще Сеть жива только нашими молитвами. Кто из них врёт? Скорее всего, и те, и другие.

Спам перестал быть забавами отдельных нечистых на руку деятелей и превратился в явление. И мне думается, что пора бы уже отодвигать в сторону дубины, и подумать над тем, как можно (и можно ли) с этим явлением сосуществовать. Это как с навязшей в ушах проблемой наркотиков: пока марихуана существует, её будут курить. Пока существуют общественные сети, по ним будут прокачивать спам.

И покуда обе заинтересованные стороны -- спаммеры и спамоборцы -- вовсю развлекаются рассылкой и прибиванием электронных писем, прочие сетяне тихо звереют, им-то достаётся и от тех, и от этих. Это примерно то же самое, что находиться в одной комнате с человеком, лупящем комаров бейсбольной битой. Неуютное, надо сказать, ощущение.


ЗЫ

Где-то выше я обещался представить изумительную по тупизне версию существования на свете Центра Американского Английского. Извольте: массированный спам, выходящий за любые разумные рамки (т.е. когда спам из двигателя бизнеса за чужой счёт превращается в тормоз) зловредно призван привить широким народным массам отвращение к самому понятию "Американский язык", а заодно и к Американскому образу жизни, Американским демократическим завоеваниям, Великой Американской Мечте, и что там у них ещё с большой буквы.

Вот такие версии иногда можно встретить на просторах Сети. Как будто бы американская администрация нуждается в помощи -- они и сами прекрасно справляются с профанацией и прививанием отвращения ко всему перечисленному.. ;-)

Партнеры:


Также может быть интересно:

Канал Россия 1 на http://spbtvonline.ru/
   
 Сайт поддерживается за счет партнеров:
:::... Сайт содержит архив двух версий hare.ru Карта сайта